Спектакль Елка у Ивановых

Оценка редакции
Дата премьеры: 15 марта 2013

Спектакль по пьесе одного из главных российских абсурдистов Александра Введенского, сыгранная почти «по Станиславскому», без условностей.

Пьеса, написанная в 1938 году, лишена логики. По сути своей это кровавая околесица, суть которой — показать смехотворность смерти как таковой. Смерть, смешная и страшная одновременно, подстерегает каждого. И если ужаса не избежать, то нужно его хотя бы отпраздновать. Чем главные герои этой нелепой истории и занимаются. Между зрителями (публика сидит не рядами, как принято, а разрозненными «островками») вприпрыжку бегают «старые дети» 32, 76 и 82 лет от роду, дразнятся и ждут, когда родители вернутся из театра и принесут елку. Вдруг (внезапность — одна из главных примет абсурдисткой эстетики) 32-летняя девочка Соня начинает произносить скабрезности, нянька тащит ее в видавший виды шкаф с толстенными дверцами. Там они на минуту-другую запираются, слышен визг. Нянька отрубает голову воспитаннице... Смотреть на всё это страшно и интересно одновременно. Тем более, что претензий к актерской игре никаких. Любители абсурда, welcome!

Отзывы о «Елка у Ивановых»

Анна Казарина 28 февраля 2014, 06:14

Казалось бы, поставить в театре Введенского невозможно – ведь каждая фраза его пьес состоит чуть более, чем полностью, из абсурда и почти не связана ни с предыдущей, ни с последующей. То, что в Гоголь-центре поставили Ёлку у Ивановых (впервые в истории театра – полностью), да еще и не выкинув из оригинала текста ни запятой, кажется чудом, а то что поставили ее чудесно – так вообще фантастикой.
Сохранив текст и время – все декорации и костюмы родом из 20-х-30-х годов прошлого века –, режиссер создал картину обэриутского безвременья, перенеся весь абсурд текста на сцену. Хотя сцены, как таковой, здесь нет – актеры играют прямо среди зрителей, играя и со зрителями. При этом играют несколько ролей сразу – и судью, и шута, и палача, от чего смысловой ряд спектакля расширяется прогрессией. Очевидной находкой режиссера стал 1-летний мальчик Петя Петров, которого безупречно¬ разыгрывает довольно пожилая артистка театра Гоголя, доказывая отсутствие¬ границ между детьми и стариками.
Кульминации абсурда действие достигает далеко не тем, что Соня, голова которой отрезана, спокойно разгуливает между зрителями и рубит головы грязным совковым игрушкам, а общей сценой в гостиной, когда обычная жизнь обычной семьи превращается в вертеп под мерное чтение второй няньки детского стиха про мальчика, который сделал то, чего делать не следовало, и никому об этом не сказал. Гоголь-центр вот тоже сделал то, чего, по мнению некоторых, делать бы не следовало. И все правильно сделал.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Другие спектакли / драма