Афиша выставки «Жауме Пленса. Карлота» в Санкт-Петербурге

Оценка редакции

Жауме Пленса (1955 г.) родился в Барселоне, Испания. Здесь он закончил Школу искусств Льоджа и Школу искусств Сант Жорди. Первая персональная выставка художника состоялась в 1980-м году в Фонде Жоана Миро. Пленса – лауреат множества государственных и международных наград в области искусства, среди которых премия Веласкеса (2013) и премия «Global Fine Art Award», полученная за проект для параллельной программы 56-й Венецианской биеннале (2015). Он также является кавалером французского Ордена Искусств и литературы (1993).

Широкую известность и мировое признание испанский скульптор получил благодаря своим масштабным скульптурам-инсталляциям. Произведения художника выставляются в галереях, музеях и городских публичных пространствах. Его гигантские работы вписаны в ландшафты многих городов – Чикаго, Лондона, Монреаля, Токио и других. Легкость и прозрачность, с которой скульптор обращается с тяжёлыми материалами, экзистенциальные переживания, осмысление себя и окружающего мира — все это составляет художественный стиль Жауме Пленсы, позволяющий называть его художником ощущений, размышлений и идей. 

В своем творчестве автор исследует вопросы бытия: его физической и духовной сущности, связи настоящего и прошлого, взаимоотношений человека и природы. С помощью скульптуры он выстраивает свой взгляд на мир, не пытаясь при этом его до конца разгадать.

В работе «Карлота» Пленса показывает своё блестящее умение создавать иллюзии. Он конструирует скульптурную голову таким образом, что её пропорции кажутся правильными, а сама она – объёмной. Чем ближе зритель подходит, тем очевиднее становится искаженность и вытянутость фигуры и обнаруживается тот оптический эффект, который использовал автор. Стремление художника обмануть наше восприятие подчеркнуто также и выбором материала. Скульптура выполнена из чугуна, однако вытянутые пропорции и отражающие свет поверхности делают образ скульптуры изящным и легким.

В своем творчестве Пленса часто повторяет образ «Карлоты», варьируя масштаб и материал. Художник заставляет зрителя застыть на границе двух миров: материального и иллюзорного. Пленса изображает свою модель с закрытыми глазами, словно призывая смотрящего на мгновение закрыть глаза, погрузиться в себя и подумать о своем обманутом зрении. По мнению скульптура «Карлота» символизирует человеческие мечты, которые становятся видимыми и осязаемыми, когда люди закрывают глаза.

Автор часто работает с пространством в крупном масштабе: создавая произведение, вписанное в ландшафт, он задает начало разговора между объектом и окружающей средой, архитектурой и людьми, населяющими данное пространство. Выставленная в Большом Дворе Зимнего Дворца «Карлота» вступает в диалог с античными и классическими образами из коллекции Государственного Эрмитажа, соединяя средиземноморское искусство прошлого и настоящего.

Кураторы выставки – Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа; Елисей Захаренков, младший научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа. Выставка подготовлена в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять и изучать искусство XX-XXI веков.

Отзывы о ««Жауме Пленса. Карлота»»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Фотографии к выставке ««Жауме Пленса. Карлота»»

Другие выставки / скульптура