InnerVIEW — первая масштабная попытка взглянуть на современное искусство изнутри. В формате интервью-бесед ведущие театральные режиссеры, продюсеры, композиторы, менеджеры, кураторы, исполнители, музыканты, художники, драматурги и писатели делятся с шеф-редактором «Вашего Досуга» Inner Emigrant своими взглядами на профессию и размышлениями о происходящих тенденциях. Гостями уже были Максим Диденко, Кристоф Рок, Всеволод Лисовский, Ильдар Абдразаков, Томас Остермайер, Максим Виторган, Анатолий Васильев, Патрик де Бана, Владислав Наставшев, Виталий Полонский и Антониос Кутрупис, Жан-Даниэль Лорье, Мартин Жак, Филипп Григорьян, Марк Галеотти, FC Bergman, Стефан Брауншвейг, Шейла Мецнер, Анатолий Белый, Фредерик Бегбедер, Борис Юхананов, Том Оделл, Иво Димчев, Хайнер Геббельс, Алиса Хазанова, Светлана Захарова, Макс Эмануэль Ценчич, Ян Фабр, Робер Лепаж, Дмитрий Волкострелов, Марат ГельманЕвгений Маленчев и Тим Этчеллс.

Тридцать третьим героем стала российская оперная певица, «вагнеровская дива», лаурет множества премий — от «Золотой маски» до Государственной премии России. Она родилась в Архангельске и получила музыкальное образование в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс И.И. Левандо). С 1991 года – солистка Мариинского театра. Выступала на сцене ведущих театров мира — от Ла Скала (Милан) до «Ковент-Гардена» (Лондон). Работала с лидерами мировой режиссуры — от Дмитрия Чернякова до Питера Селларса. А в последние годы предпочла преподаванию в Консерватории занятия вокалом с любителями в местном Доме культуры. 

Лариса Гоголевская (ЛГ) рассказывает в интервью Inner Emigrant (IE):

О РЕДКОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЙ И КОНЦЕРТЕ В МОСКВЕ

IE Почему у вас так мало концертов в Москве?

ЛГ Я не очень люблю петь концерты, и делаю это крайне редко, только для своих друзей. 

IE Тем не менее, мы говорим с вами накануне концерта оперных произведений из репертуара Элизабет Шварцкопф в музее-квартире Рихтера в Москве...

ЛГ Давайте начнем с того, что это не шедевры из опер. Завтра мы со Светланой Сумачёвой поем камерную музыку. Исключительно романсы и дуэты. Ни одной арии мы петь не будем. У нас только Мендельсон, Брамс, Шуберт, Шуман, один романс Штрауса и два романса Вебера. Вот такая у нас программа. Мы поем по три соло, а остальное все у нас дуэты. 

IE Как вы придумали эту программу?

ЛГ На самом деле не я ее придумала. Это все Светлана. Светлан, расскажи в двух словах. 

К разговору присоединяется Светлана Сумачева (СС), оперная певица и ученица Ларисы Анатольевны.

СС Появилась возможность спеть в музее-квартире Рихтера. Нужно было обязательно что-то связанное с немецкой музыкой, из репертуара Шварцкопф. И тут мне пришла мысль, что у меня есть Лариса, с которой мы очень долго дружим. Я предложила ей спеть дуэты, и она любезно согласилась. С этого все и началось. 

ЛГ Светлане музей дал задачу раскрыть эту тему. Она пригласила меня, и таким образом мы выбрали эту программу. 

СС Что-то отсекали, что-то добавляли. Когда я Ларисе предлагала, я даже не надеялась, что она согласится. И вдруг она согласилась. Я очень обрадовалась, потому что крайне редко Лариса поет сольные концерты, ей это не интересно, она певица крупной формы.

ЛГ Дело не в том, что мне не интересно. Мне интересно, но на это, как правило, нужно очень много времени. Потому что такие программы занимают полжизни. Подготовительный процесс — очень мучительный, надо очень точно и тонко подходить к репертуару. Эту программу мы со Светланой начали обсуждать в апреле 2019 года, и с тех пор ее собирали, готовили. Получилось очень вкусно, красивая, изящная программа. Конечно, судить будет зритель, но мы довольны результатом.

IE Оперные спектакли вам петь интересней, чем концерты?

ЛГ Думаю, да. Мне интересен театр. Театральный образ — изучать его, исследовать, носить в себе. Пускай даже маленькая роль будет, не знаю, Сусанна в «Хованщине». Ты плотно туда погружаешься и выносишь, проживаешь за эти 20 минут целую жизнь персонажа. Мне интересно играть чью-то жизнь

О ПУБЛИКЕ И КРИТИКЕ

IE Вы говорите: «судить будет зритель». Вы читаете после концертов критические статьи или вам достаточно живой реакции зала? 

ЛГ Абсолютно достаточно живой реакции зала. Если ты нормальный человек, если ты подходишь к себе с высокой планкой, выкладываешься до конца, то и реакция зала очевидна. Слышишь его дыхание или тишину. А то, что пишут критики, я не всегда читаю и не хочу иногда читать, потому что не всегда объективно. Не потому, что ты так уверен в себе или считаешь, что ты большой мастер. Нет. К сожалению, писали очень много, когда это абсолютно не соответствовало тому, что было. Вот и все. Ну и потом, не очень мне это интересно. Самый строгий критик — это ты сам.

IE Вы солистка Мариинского театра, иногда выступаете в Москве, выступали в ведущих оперных театрах мира. Меняется ли как-то зритель или оперные слушатели – это особая каста, которая везде одна?

ЛГ Зритель везде хороший и интересный. Я не могу делить зрителя на страны, на московского или вологодского. Везде прекрасный зритель, везде прекрасно слушают и прекрасно принимают. Не только меня, но и моих друзей, моих студентов, мой коллектив. 

О ВАГНЕРЕ

IE Вас называют одной из главных певиц Вагнера в России, вагнеровской дивой. Как вы относитесь к такому званию? 

ЛГ Я слышала, что меня так называют. Я помню даже писали когда-то московские газеты «Мисс Луженая Глотка», еще что-то такое. Я к этому никак не отношусь. Как вам сказать, ну считают и считают. Кому-то так хочется называть, пускай. Я себя таковой не считаю. 

IE Вы признаете, что главный композитор в вашей жизни – это Вагнер?

ЛГ Ну, так случилось, что да. Наверное, такой счастливый билет. Мне повезло. Вагнер — это мое! 

IE Это случайность?

ЛГ Думаю, что да. Хотя... В жизни ничего случайного не бывает. Был момент, когда, вероятно, я в эту струю попала. 

О КАРЬЕРЕ ПЕВИЦЫ И ВОЛЕ СЛУЧАЯ

IE Вы помните в какой момент решили стать певицей?

ЛГ Нет, потому что я не хотела быть певицей

IE А как это случилось?

ЛГ Случайно. 

IE Как? Был кастинг и вы случайно зашли?

ЛГ  Мне вокруг говорили: «У тебя есть голос, может пойдешь учиться в училище на вокальное отделение?». Я пела эстраду и мне это нравилось. Мыслей петь классику не было. Театр любила всегда, во всех его проявлениях. В итоге пошла, втянулась, стало интересно, захотелось научиться и овладеть профессией.

О ЗНАКОВЫХ РОЛЯХ И РЕЖИССЕРАХ

IE Когда вы окончательно поняли, что этого хотите, у вас была мечта исполнить какую-то конкретную роль и удалось ли ее реализовать?

ЛГ Опять же, нет.  Я не ставила цель спеть ту или другую партию. Мне предлагали материал, я соглашалась с трудом, сомневалась, что это мое, знала, что будет трудно и я с этим не справлюсь. Понимала одно — это должно быть сделано, спето и сыграно хорошо, иначе не нужно за это браться. Дальше, по мере того, как я входила в определенный материал (мне всегда нравился процесс подготовки, репетиции), шла к результату. Когда с тобой в работе вокальный педагог (Васильева Т.Н. — прим. редакции) и профессиональный, грамотный режиссер, которые тебя раскрывают, все начинает вставать на свои места. Мы все становимся одним целым и результат получается отличным.

IE Вы про Дмитрия Феликсовича Чернякова?

ЛГ И про Дмитрия Феликсовича, и не только.

IE Электра, Изольда, Леди Макбет, Костельничка — все это сильные драматичные женщины. Ваше участие делает их таковыми?

ЛГ Сильная драматургия, прежде всего. Я пытаюсь прожить, понять, донести до зрителя тот или иной образ. Понимаете, не всегда попадается Дмитрий Феликсович. Бывают режиссеры, которые ничем не могут помочь. Бывает и такое. И тебе приходится самому выстраивать роль. Читать, смотреть, копать, чтобы придумать всю линию  этого персонажа, мне это интересно. Просто по точкам ходить по сцене скучно.

IE То есть в вашем случае решает не природный артистизм, а работа? 

ЛГ Это природа-матушка в первую очередь, плюс кропотливый труд.

О СЛОЖНОСТИ АКТЕРСКОЙ ПРОФЕСИИ В ОПЕРНОМ ТЕАТРЕ

IE Что может быть сложнее, чем петь на сцене?

ЛГ Яму копать. Очень тяжко. (смеется)

IE Я помню спектакль «Лоэнгрин», где вы в течение часа неподвижно сидите на сцене…

ЛГ Стою. Просто стою целый час, так нужно по роли.

IE Точно. Даже стоите. Без возможности даже попить воды. Это сложнее, чем петь?

ЛГ Это непросто. Особенно, когда нет возможности двигаться, просто стоишь на одном месте. Попробуйте постоять. Скажите себе: «Завтра я буду стоять у стенки». На ровной спине, на вытянутом позвоночнике, в корсете — постойте так целый час, засеките время. Я посмотрю, когда через 20 минут вам станет настолько плохо, что будет уже «тепло и хорошо». (смеется)

IE Как вам удается не выдать эту тяжесть зрителю? 

ЛГ Опять же, природа-матушка. 

О ЗВАНИЯХ И ПРОВАЛАХ

IE Вы – заслуженная артистка Российской Федерации. При этом, конечно, зрители вас принимают как народную. Хотя бы потому, что вы всегда делаете народных персонажей. Звания вообще нужны? Они как-то помогают?

ЛГ Мне нет. Какая была, такая и осталась — Лариса Гоголевская. Выше ростом я не стала, ниже тоже. Ответственности больше.

IE У вас случались провалы?

ЛГ Не буду отвечать на этот вопрос… Потому что будет не скромно. И так, и так будет нескромно. (смеется)

О ЗНАМЕНИТЫХ УЧЕНИКАХ И ЛЮБИТЕЛЯХ

IE В какой момент вы решили, что будете преподавать?

ЛГ Ничего я не решала, получилось все случайно. Вот Светлана — первый свидетель. Мы учились в консерватории, Светлана обратилась ко мне за помощью. А в консерватории не было свободных классов, нам негде было заниматься. Светлана готовилась к  Международному конкурсу им. Шумана. Надо было на немецком языке приготовить несколько циклов песен.  Вот наш пианист и предложил: «Приходите туда-то, там есть классы. Но там нужно будет преподавать вокал». Собственно говоря, ради класса и начала. (улыбается)

СС Я, можно сказать, первая ученица Ларисы. Встретились в консерватории, и я поняла, что эта девушка знает кое-что про вокал. 

IE У вас училась Светлана, у вас училась Ольга Перетятько…

ЛГ Сколько людей! Уже целых двое! (смеется)

IE Ок, Варвара Турова…

ЛГ Трое!

IE Почему, обучая известных оперных певцов, вы продолжаете преподавать в обычном доме культуры, занимаясь с любителями? 

ЛГ А мне интересно с ними. Они настоящие, они живые. В консерватории преподавать меня приглашали много раз, но я вежливо отказывалась и не жалею.

О БЛАТЕ

IE Можете рассказать, как все устроено? Как люди к вам на занятия попадают? 

ЛГ Никак, просто люди приходят и все. 

IE Это просто дом культуры, как в советское время? Любой желающий записывается и приходит?

ЛГ Да. 

IE И там есть молодежь?

ЛГ Да, конечно, очень много. Например, наш концертмейстер Ким Чжа Ран. Она уже 11 лет работает в моем классе.

IE Когда люди приходят на первое занятие, они знают, кто вы такая?

ЛГ Как правило, когда приходят, уже знают. Как правило. Но не все попадают. Бывает, что приходят и уходят, потому что я не всех беру. Я всегда говорю, что беру только по блату (смеется). Кто-то кого-то приводит или просит за кого-то, тогда отказать трудно. Звонит мне, например, Варя Турова и говорит: «Лариса Анатольевна, не дадите интервью, вот есть такой Иван». Вот и интервью по блату, видите, получается. Если бы Варя не попросила, я бы, наверное, отказалась. 

IE В очередной раз радуюсь, что знаю Варю.

О ГОРДОСТИ ЗА УЧЕНИКОВ

IE У вас есть какие-то отчетные мероприятия? В какой момент вы испытываете гордость за людей, которых вы учили?

ЛГ У нас все серьезно, у нас абонементные концерты. Это Народная филармония, на минуточку, не просто Дом Культуры. Официально названная, единственная в Санкт-Петербурге. У нас целый сезон идут концерты. Мы выступаем на многих концертных площадках города, в библиотеках, в музеях. Выезжаем на гастроли.

IE Когда вы сильнее волнуетесь, когда поют ученики или…

ЛГ Конечно, когда ученики!

IE Если бы вам пришлось выбирать — петь самой или преподавать, что бы вы выбрали?

ЛГ Пока мне удается это совмещать.

О ПУБЛИЧНОСТИ И ПИАРЕ

IE Вы известны тем, что не выносите публичность и самопиар…

ЛГ Да, меня нет ни в контактах, ни в фейсбуках, ни в одной социальной сети.

IE Почему?

ЛГ Мне так хорошо и спокойно. Простите, пусть на меня никто не обижается. 

IE Вы не думаете, что стесняетесь своего таланта?

ЛГ Нет, я его не стесняюсь. Просто это перебор. У меня публичная профессия. Мне интересно живое общение. Я целый день в театре или с учениками, выкладываюсь,  мне достаточно. В коллективе у нас большие проекты, ребята очень стараются и творчески растут. Чтобы было хорошо и красиво, ты должен сильно потратить себя

IE Вы – интроверт?

ЛГ Не знаю… Да, наверное.

IE При этом умеренная реклама и пиар влияют на количество концертов, приглашений участвовать в спектаклях…

ЛГ А вы считаете, что у меня мало концертов и спектаклей? Мне достаточно всего. Правду говорю, мне больше ничего не нужно. У меня уже все случилось, я много куда съездила, много чего посмотрела, все звания и премии получила, «Золотые Маски», «Софиты», была в жюри, много-много всего. И это здорово. А что еще человеку надо? Все хорошо, все состоялось! Я состоялась.

IE Но вашим поклонникам определенно хочется большего.

ЛГ Ну не знаю, пока вы такой один. (смеется)

ТЕСТ АННЫ АХМАТОВОЙ

IE Известно, что Анна Ахматова проверяла новых гостей коротким тестом. Давайте его повторим. Чай или кофе?

ЛГ Кофе.

IE Кошка или собака?

ЛГ А можно сказать ни то, ни другое?

IE Можно, почему нет. Пастернак или Мандельштам?

ЛГ Мандельштам. 

IE Продолжая тему, Толстой или Достоевский?

ЛГ Достоевский, конечно.

IE Достоевский говорил, что для того, чтобы хорошо писать, нужно страдать. Нужно ли страдать, чтобы хорошо петь?

ЛГ Конечно, обязательно. А как иначе? Как вы будете играть Электру, если вы через себя не пропустите ее историю? Не будете ей сопереживать? Страдать вместе с ней? Становится страшно, ты боишься углубляться в персонаж, целый спектакль так вынести очень сложно. Но иначе, у меня, не получается. Тогда в голосе ты обретаешь другие краски.

О ГОЛОСЕ

IE На мой взгляд оперные исполнители делятся на две категории. Первые — некий сосуд с голосом, которым природа все дала и они боятся растерять. Вторые, которые считают, что главное – драматическая убедительность, главное вызвать сильный нерв. Вы бы себя к какой категории отнесли?

ЛГ У меня это в сочетании, мне кажется. Оба аспекта очень важны. Мне на блюдечке с голубой каемочкой ничего не упало. Я до сих пор много над этим работаю. Такая профессия. Иначе остановка, выходи. Здесь на достигнутом останавливаться нельзя.

IE Что бы вы порекомендовали  молодым девочкам и мальчикам с дипломами?

ЛГ Учитесь профессии. Терпения и выдержки всем желаю, это необходимо. Не скачите по верхам. Не будьте дилетантами. А еще, колоссальная работа мозга обязательна. Певец обязан быть умным.

IE Кто на ваш взгляд сегодня обладает культурой пения? Чтобы не испортить вкус, кого слушать?

ЛГ Я  люблю слушать стариков. Биргит Нильсон обожаю. Джоан Сазерленд, Терезу Стратас, Кабалье — можно долго перечислять. Та же Джесси Норман — такой шлейф хороший, всегда можно с удовольствием послушать. Придраться можно к кому угодно, но там есть именно то, о чем вы спросили. Там есть культура, там есть интеллект, там от голоса идет такое тепло, такое понимание материала! Возвращаясь к Элизабет Шварцкопф, прекрасно человек владел голосом, мастер. Какое владение языком, стилем. Как это ценно. Жаль, что это сейчас не дают. 

IE А что произошло? Почему сейчас этого нет?

ЛГ Не знаю, не хотят. Не берут таких людей. Вот я знаю человека, певицу Валерию Стенькину, которая знает 4 языка, может свободно преподавать камерную музыку и давать стилистику, она прекрасный специалист, но никому это, к сожалению, не нужно. Не берут, не хотят. Не потому, что конкретно ее не берут, а просто вообще все это упразднили.

ФИНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

IE Лев Толстой имел большую библиотеку, но уходя из Ясной Поляны взял с собой всего один роман – «Братья Карамазовы» Достоевского. Если бы вы оказались на его месте, что бы взяли? Это может быть что угодно — живопись, скульптура, запись, партитура, кино. Но что-то одно обязательно.

ЛГ Не знаю, может быть кино… Что-то одно вряд ли… Но много тоже не надо… Хочется что-то, во что можно было бы погрузиться. Может быть даже «Братьев Карамазовых» и взяла, их можно читать бесконечно.  

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: